There are no translations available.
Исландское искусство основывается на североевропейских традициях, но под влиянием уникальных исландских пейзажей, а также мифологии и культуры.
У истоков современного исландского искусства стоял именно пейзаж. Образ "страны широких просторов" рождался в начале ХХ века в панорамных ландшафтах романтиков Тоураринна Торлаукссона и Аусгримюра Йоунссона.
Тораринн Торлакссон (Þórarinn Þorláksson), изучал живопись в Копенгагене в 1890х гг и творил в Исландии до самой смерти в 1924, детально запечатлевая уникальные пейзажи.
Интерес к пейзажу вспыхнул в связи с ростом национального самосознания и борьбой страны за независимость /Исландия лишь в 1944 году получила полную самостоятельность от Дании/. В эту эпоху изображение родной природы стало для исландцев воплощением национальной идеи. Пионеры исландского искусства "создали новый визуальный мир для своего народа", и на десятки лет в стране утвердился приоритет пейзажного жанра. Вернувшись на родной остров, обратился к пейзажу и классик национальной живописи Йоханнес Кьярваль, прошедший в Европе через горнило авангарда. У Кьярваля, владевшего арсеналом модернизма, традиционная тема обрела неповторимую выразительность. По его стопам следовали в предвоенные годы Йоун Стефаунссон и Юлиана Свейнсдоухтир, в чьем творчестве на смену идеализированным видам начала ХХ века пришли жесткие пустынные ландшафты - ледники, плато с застывшей лавой, суровые горы и пески. Абстрактная живопись в середине ХХ столетия возобладала в Исландии, как и на Западе в целом. Но и ей не удалось вытеснить пейзаж из национального искусства. Явственно влиял жанр пейзажа на станковое и концептуальное искусство Исландии 1960-70-х, передался "виртуальному" искусству и инсталляциям последних лет. По сей день лирический ландшафт остается доминантой творчества национальных авторов при всем обилии направлений и стилей. Через природные мотивы художники подчеркивают свою неразрывную связь с наследием, либо открыто противопоставляют себя традиции. В любом случае, родная природа присутствует в их произведениях как всеобъемлющая сила, с которой каждый пребывает в вечном диалоге
|